суббота, 20 июля 2013 г.

Как самому сделать игральные кости? Игральные кубики своими руками.

Здравствуйте!

  В данном посте, хочу рассказать о своём опыте в изготовлении игральных костей в домашних условиях. Вы сможете найти данную статью по запросам:
- Как самому сделать игральные кости?
- Инструкция по изготовлению игральных кубиков.
- Как дома сделать игральные шестигранные кубики для игры в кости, или нарды?

  Так как я занимаюсь исторической реконструкцией, мне было интересно сделать простые игральные кости для средневековых игр, например для немецкой игры - Gluckshaus - "Домик Счастья".
  К сожалению первые кости, не получились такими, как я хотел, но об этом позже.

  Выбор материала для игральных кубиков был прост, так как моя мастерская работает с экзотическими породами дерева, я выбрал африканское дерево - ниове (niove).


  Для начала надо было определиться с размером костяшек, я посчитал, что оптимальным будет размер кубика со стороной в 18 мм. Я распилил доску так, чтобы у меня получился длинный брусочек 18х18х500мм. Потом сделал простой шаблон и по нему стал отливать кубики. Честно сказать, на тот момент мне показалось что кубики получаются меньше, чем надо, что сторона в 18 мм - мала для игрального кубика.

 После того как я напилил целый мешок заготовок, мне необходимо было их зашлифовать, немного сгладить грани и углы. Я предлагаю вам 2 варианта, как это сделать. Шлифовать можно в ручную, а можно автоматически. В ручную, вам надо взять наждачную бумагу (зернистость 150-180, позволит отшлифовать заусенцы, а 220-400 наждак практически отполирует кубики), для удобства шлифовки наклейте наждак на дощечку. Оптимальный вариант - это взять кухонную доску (самую дешёвую) и наклеить на неё 2-3 вида наждачной бумаги разной зернистости (например  - 150, 220, 400), такое простейшее приспособление здорово сэкономит вам время и силы. Шлифуем грани наших кубиков, а затем немного проходимся по рёбрам и углам. Не надо делать сильные скругления, иначе кубик будет неустойчив на неровной поверхности. Я лишь немного скруглил грани, чтобы будущею игральную кость было приятно держать в руках.





  Есть альтернативный способ быстро отшлифовать большое количество кубиков, с помощью шлифовальной насадки для дрели. Она стоит недорого, к ней на липучке крепятся наждачные диски разной зернистости. При длительной работе обязательно используйте очки и респиратор, в особенности если вам предстоит работа с экзотическими породами дерева, а красное дерево семейства махагон - вообще ядовито. В средние века царям дарили богато украшенные чаши из этого дерева, вино смешивалось с природным ядом этого дерева и травило правителя. Причём не сразу а постепенно, в течении нескольких недель, что позволяло отравителю отвезти от себя подозрения. Так что не всегда следует повторять путь правителей прошлого - пользуйтесь простейшим лепестковым респиратором и очками.


  Насадка на дрель значительно ускорит работу и позволит быстро обработать рёбра будущих игральных костей.
 
  Переходим к нанесению цифр на грани кубика, но сначала мы выберем, как они будут у нас выглядеть, будут это просто точки, как на игральных костях викингов, или это будут концентрические круги, как скажем на древнеримских костях? Из тех материалов, что я нашёл, примерно 70% средневековых костей имеют цифры обозначенные именно концентрическими кругами (1-2 круга и точка в центре), причём такие кости встречаются на протяжении более чем 2000 лет!





Я же решил для первого раза попробовать сделать кости с полусферическими углублениями, так как чисто технологически для начала это было проще. Концентрические круги я обязательно тоже попробую сделать, но несколько позже, как найду подходящую стальную трубку, которой буду их сверлить. За основу взял вот такой средневековый  "зарик" (так называют игральную кость в странах Средней Азии и на Кавказе).

  Существует два вида разметки игрального кубика - европейская и азиатская. Вот как она выглядит:
Сверху азиатская разметка, характерная например для Китая.
Снизу - наша родная европейская раскладка, которой ещё древние римляне и викинги играли.
Помните, что традиционно противоположные стороны кубика должны давать в сумм число 7. Грани с 1,2 и 3 обычно имеют общую вершину, а в зависимости от того по часовой стрелке они располагаются, или против, кубик будет называть "левым", или "правым". Т.е. если мы берём кубик так, чтобы сразу видеть 3 грани с цифрами - 1,2,3, и они располагаются по часовой стрелке - это "левый" кубик и он характерен для Китая, а если цифры против часовой стрелки, то это наша "родная" европейская игральная кость.
  Сверлил точки на игральном кубике бормашинкой, получилось неплохо. Лично мне неровности и вмятинки на кубике нравятся, так как делают больше похожим на старую игральную кость.

  Вот что в конце концов получилось...



  Надеюсь, что статья вам немного помогла, ну или была интересна.
  Если хотите купить средневековые игральные кости - нет проблем, свяжитесь со мной по электронной почте - osa-86@mail.ru. Доставка по всему миру.
  Также рекомендую посетить группу мастерской ZanoZa в вКонтакте - http://vk.com/club30178434
  Заглянуть на страничку ZanoZa в Facebook - https://www.facebook.com/pages/%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD-Zanoza/260720530633154
  Вверху страницы есть ссылки на наши магазины на ebay.com и etsy.com
С уважением, Олег.

2 комментария:

  1. Каким лаком вскрывали поверхность кубиков, чем окрашивали?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лака нет, кубики пропитаны маслом (льняное, тунгровое, растительное - какое хотите)..

      Кубики натурального цвета дерева - африканский ниове (niove).

      Удалить